Братство Бекташи с точки зрения суннитской ортодоксии


В мире суфизма приняты строгие критерии аутентичности того или иного ордена, из них важнейшие два: ортодоксальность с позиций Шариата и непрерывность в цепи духовной преемственности (силсила) от эпонима ордена к последующим шейхам. Орден Бекташийя (иначе — Бекташи; основан тюркским святым XIII в. шейхом Хаджи Бекташем Вели) за восемь веков своего существования потерял и то, и другое. В нынешнем виде он гетеродоксален и лишён какого-либо единообразия в верованиях и практиках (за исключением, пожалуй что, ветви Бекташийя-Давудийя, где сохранилась суннитская строгость).

Трагедия этого ордена в том, что, став официальным покровителем корпуса янычар (которые вербовались из новообращённых пленников христианских Балкан, Греции и Закавказья), он был размыт привнесёнными верованиями самих янычарских рекрутов. Так из суннитского вполне благопристойного тариката, к которому принадлежали многие выдающиеся турецкие святые, он стал превращаться в синкретичный культ (вспомним роль тюркских кызылбашей, последователей ордена Сефевийя, тоже выродившихся невесть во что). Новейшие деноминации бекташей, такие как суборден Бекташийя-Давудийя тяготеют вообще к иудейской мистике в связи с упором на пророка Давида и речитацией Псалтыря на древнееврейском языке. Сегодня всех бекташи насчитывается порядка 4 миллионов человек, сосредоточенных в Албании (здесь их мировой центр), Македонии, Косово, Турции, Германии и Швейцарии. В середине ХХ в. Баба Реджеп Ферди основал «Первую Американскую Обитель Бекташи» в Мичигане, он же и был тем человеком, который вывел бекташизм за пределы Балкан, Анатолии и этнических сообществ Западной Европы. Его — автора нескольких фундаментально важных книг по Бекташийи и основателя бекташийского англоязычного издательства «Babagan Press» — принято считать представителем более ортодоксальной ветви ордена, чем некоторых деятелей секты алевитов, которые обосновались на Западе и именуют себя Алеви-Бекташи. Там же, в США, располагается Масонская Ложа Бекташей, недвусмысленно представляющая т.н. «исламскую масонерию». Справедливости ради отметим, Америка умеет извращать всякую идею и связей с бекташизмом per se ложа не сохранила.

Бекташийские обители в Балканских странах

По мнению шейха Сиддики, с алевитами связана главная проблема бекташизма. Шейх однозначно разводит истинную Бекташийю от алевито-хуруфисткой ереси, которая сегодня выступает под именем бекташей. Дело в том, что прессуемая и откровенно ненавидимая мусульманами секта алевитов (обожествляющих Имама Али) была вынуждена мимикрировать под суннитские суфийские ордена, разумеется, наиболее лояльные в догматическом плане Таким лояльным орденом оказалась Бекташийя, странствующие дервиши которой шли в составе янычарских полков (высший сановник ордена был по совместительству шефом 99 роты янычарского корпуса) по вновь завоёванным территориям Балкан и усердно исламизировали местное население. Что-что, а вклад бекташей в распространение Ислама на турецких, сербских, албанских и болгарских землях отрицать не приходится (к слову, единственная мечеть в Будапеште — мавзолей бекташийского святого и поэта-мистика Баба Гюля). Скрытое алевитское присутствие в ордене и стало началом его конца, подмены суннитской основы на некий синкретизм и вырождения бекташей в этнокультурную группу.

Интерьер бекташийского текке в Гирокастре (Албания)

Впрочем, проблемы назревали давно: известно, что султанами Османской Империи проводились мероприятия по ортодоксализации ордена ещё начиная с Мехмета II, пока оное им не надоело и в 1826 г. не был расформирован корпус янычар. Тогда и начались репрессии в адрес ордена. Локомотивом антибекташийской агрессии выступили суфии-ортодоксы Накшбандийи и Рифаийи, преследовавшие бекташей и отбиравшие их обители (текке) под собственные мечети, завийи и медресе. Революция Ататюрка окончательно добила ордена, вынудив его покинуть Турцию и осесть в Албании (часть дервишей поселилась в Египте, в Каире есть их большое текке). Здесь бекташи открыто отмежевались от суннитов, объявив себя отдельным религиозным толком. Но и в Албании, отчасти в отместку за коллаборационизм бекташей во Второй Мировой (важная деталь: наставник Адольфа Гитлера по «Обществу Туле» барон фон Забботендорф был дервишем Бекташийи и первым германским иллюминатом его таинств), все монастыри бекташей были закрыты коммунистическим правительством Энвера Ходжи, и так продолжалось вплоть да 1990-х, пока не началось их медленное возрождение.

Экстерьер бекташийского текке в Эльбасане (Албания)

В бытность президентом Албании Сали Бериши случился суннитский ренессанс албанцев, которые стали всё более и более нетерпимо относиться к Бекташийи (в соседней Македонии мусульманская община добилось того, чтобы бекташей не считали религиозной группой и экспроприировали их текке в пользу суннитских медресе). С тех пор на Балканском полуострове наметилась тенденция к отходу людей от бекташизма и возвращения их к ортодоксальному суннизму. Хотя и сами лидеры ордена начинают подавать признаки тяготения как минимум к внешней обрядовой стороне суннизма, что подтверждается регулярным участием бекташийской верхушки на общезначимых мусульманских праздниках и мероприятиях, что ранее игнорировалось…

Поделиться в соц. сетях:
  • RSS
  • Add to favorites
Автор: admin, 11 сентября 2012
Рубрики: Братство Бекташи

Написать комментарий

Вы должны войти чтобы добавить комментарий.

Последние статьи